Т.к. итоговая картинка получается слишком большой и пёстрой, чтобы сортировать её в рамках привычных сезонных номинаций - ради годового отчёта сменим формат, приняв за основу вопросы Матадора на Каге.
ЧАСТЬ А: Сериалы.
I - "Best of best".
"Mawaru Penguindrum".
Это, конечно, Событие. Дело даже не в том, что Икухара - гениальный тролль, полгода водивший за нос зрителей головокружительными разворотами сюжета. Дело в том, что Икухара - гениальный режиссёр. Я ждал от него вторую "Утену", и я получил от него "Утену". Хуже она или лучше первой - вопрос бессмысленный, это тот уровень, на котором любые сравнения по типу "так что круче?" абсолютно невозможны.
II - "Это было шедеврально".
1. "Mahou Shoujo Madoka★Magica".
Графика + OST + флэшбэк Хому-Хому + шквал юрийного и не только арта = культовый статус. Несмотря на все заверения илитной критики о слитом финале (там вообще сложный вопрос. Я, например, каждый чётный просмотр делаю кривоё лицо и говорю, что да, что слили. А каждый нечётный - ровно наоборот).
А на самом деле это шикарное, очень профессионально и канонiчно сделанное, махо-сёдзё. С пафосом и слезами.
2. "Nichijou".
Ждал закос под "Азумангу" - а получил... это довольно трудно описать, что получилось в итоге, но это прекрасно и это невероятно смешно. Исихара, глянув на великий монолог о поедании шоколадных рогаликов, сказал, что может круче - и развернулся на полную катушку. И, конечно, восхитительная работа сэйю - невозможно поверить, что все эти супермонологи делались практически дебютантами.
3. "Usagi Drop".
Ни одно анимэ в этом году так не пострадало от манги-прототипа, как пострадал "Кролик". Но даже в таком виде (да-да, мы все ждали логичного финала!) это, конечно, шедевр. А Дайкичи - редчайший пример мужского персонажа, которому всерьёз хочется подражать IRL, хотя он ну ни разу не супергерой, а вполне узнаваемый, извините, офисный планктон, и с совершенно узнаваемыми проблемами и задвигами. И взять и соорудить такой гимн обычным людям, обычным ситуациям и обычной семейной жизни... я всегда думал, что это просто невозможно.
4. "Hyouge Mono".
Из-за проблем с переводом (я надеюсь, что причина именно эта, иная не может считаться уважительной) мало оценённый сериал - и совершенно напрасно. Сэнгоку дзидай - тема, мягко сказано, заезжанная до дыр и годящаяся, казалось бы, лишь для комедийный обыгрываний средней руки, вроде "Sengoku Otome: Momoiro Paradox" и по-школьному брутальной сёнэнности - неожиданно развёрнута как история эпичных битв и заговоров за обладание чисто эстетическими материальными ценностями вроде чайников и чаш, причём сделано всё это с безукоризненной привязкой к реальным событиям эпохи.
Награда, конечно, авансовая - из 39 серий переведена пока лишь треть - но, как мне кажется, уже вполне заслуженная.
5. "UN-GO".
Вот тут даже не знаю, чтосказать, кроме как всё правильно сделали. Атмосфера послевоенного политического триллера - ненавязчивая, но всегда внятно маячившая на заднем плане. Прекрасный и законченный сюжет. Очень точно отмеренная доля мистики и, как ни странно, киберпанка.
И персонажи, конечно. Все персонажи. Они чудесные, разные, очень-очень нешаблонные и, что совсем уж редкость, в их существование веришь.
III - "Это было хорошо".
1. "Gosick".
Обидно, но "Госик" чуть-чуть не дотянули до "шедеврального". Очень долго, неспешно, и, увы, шаблонно раскачивались, слишком много совершенно пустых серий - чуть ли треть, слишком явными и очевидными были собственно детективные загадки.
Всё это подпортило, конечно, впечатление и от прекрасной стори-лайн (ретрополитический то ли триллер, то ли боевик - и он был великолепным), и от персонажей (да, моя любимая цундере и мой любимый ОЯШ), и от их взаимоотношений (история их развития - это ж просто волшебно!). И моя любовь к сериалу - это, конечно, чистое фанство.
Но, тем не менее, это действительно хорошее анимэ. И мощнейший финал - один лучших в этом году.
2. "C: The Money of Soul and Possibility Control".
Сеттинг и фантазия сделали своё дело: сериал понравился чуть ли не до безумия - при полностью запоротом сюжете. Нет, не запоротом - просто банальном. "Моя правда против твоей правды" - мда...
Но сама идея! Это было очень здорово и круто - натуральная мировая финансовая закулиса, кредиты под залог собственного будущего и будущего страны, атмосфера мирового краха и коллапса; плюс офигенные, лучше в этом году магические - на самом деле кредитные - дуэли. И это решило дело - плюнув на сюжет, я просто любовался схватками и атмосферой. Очень хорошо.
3. "Shouwa Monogatari".
Опять та же проблема, что и с "Hyouge Mono" - недоперевод. Очень обидно, поскольку "Истории эпохи Сёва" - прекрасный ретрослайс, с массой подробнейше показанных бытовых деталей, с атмосферой начала экономического чуда и т.д. И всё это страшно напоминает тот самый, ещё не запорченный вусмерть японский кинематограф конца 60-х - начала 70-х.
Эх...
4. "Hanasaku Iroha".
Тут нечего обсуждать, как мне кажется. Прекрасный слайс - практически без школы (что уже ура-ура), зато с производственной драмой. Очень продуманные характеры (что неудивительно - в основе всё-таки книга). Вполне серьёзные и без инфантилизма поданные проблемы - от дружбы и ревности до столкновения мечты с реальностью и самоопределения. В шедевры "Азбука" не стремилась, зато стала отличным сериалом, который было увлекательно и переживательно смотреть - т.е. нормальным человеческим слайсом, каким их задумывал Господь.
Плюс самая красивая графика года.
Отлично.
5. "Kamisama no Memochou".
Думаю, тут опять подкачала завязка и долгое раскачивание. Поначалу скучноватый, при всём своём обаянии, "Блокнот бога" внезапно выдал роскошь во второй половине - когда отбросил все условности и начал быть самим собой: изрядно мрачным сериалом о жизни разнообразных токийских отщепенцев, от забывающих вовремя помыться хикки до бандитских группировок, чья жизнь показана с точки зрения - нет, не пресловутого обыкновенного, а просто нормального школьника, который по капризу судьбы оказался связан со всей этой компанией.
Главное "увы" - конечно, Алиса бледновато смотрелась на фоне блистательной Викторики. Всё-таки две девочки-детектива подряд - ну, не то (а была ещё и третья, но это следующим пунктом).
6. "Dantalian no Shoka".
"Гайнакс" уже не торт, да-да!
Опять за рыбу деньги. Опять половина сериала - полнейший и безоговорочный, простите, мусор, который было стыдно смотреть. Опять вторая половина сериала - готичная роскошь с россыпью цитат и отсылок, великолепной динамикой, атмосферой и временами просто чудесными персонажами (да-да, особенно Фламберг). Плюс (воодушевляемся!) отлично раскрыта тема воздушных боёв Первой мировой - просто бальзам на душу.
И безжалостно слитая, с прицелом на второй сезон, стори-лайн.
Крайне неравномерно, но, пожалуй, всё-таки хорошо.
Но, блин! "Крайне умные цундере" - это не был не лучший тренд года.
7. "Cube x Cursed x Curious".
А вот. Да, панцу. Да, много панцу. Поначалу. Потом про них забыли и начали выдавать совершенно сумасшедшую графику под весьма неплохой сюжет, а завершили всё так вообще умопомрачительно, с выходом на типа кэрроловскую "Алису".
Всерьёз воспринимать это было, конечно, совершенно нереально, но ведь понравилось. И хочется ещё. Не всё ж хорошее должно обладать глубинными смыслами.
8. "Shinryaku!? Ika Musume".
"Напа-напа-нападай!" первого сезона сменилось - после, увы невнятиц первых серий (ещё один не лучший тренд года: я понимаю слить финал, но с какого перепугу в этом году так массово сливали завязки?!) - добротой и умилением. Многим не понравилось, но я от "Клуба захватчиков" и прочих няшнейших проявлений любви к этой обормотке был в восторге.
Кальмарка есть Кальмарка. Обаяние не пропьёшь. Прекрасно.
IV - "Это было ужасно".
1. "Fractale".
Не могу вспоминать это без содрогания. Сериал, державший меня в восторге и напряжении всю дорогу, последними сериями был начисто убит без возможности реанимации. Финал не просто не был продумал - он был, будто в издёвку, нарочито нелеп, беспоможен, не объяснял ничего и никуда не выходил.
Главный кошмар года.
2. "Ano Hi Mita Hana no Namae wo Bokutachi wa Mada Shiranai".
А вот тут я уже сам виноват. "Невиданный цветок", в сущности, ничего и не обещал - но я, восторженное создание, додумал для него кучу интереснейших смыслов. Естественно, мне их всех обломали.
Но даже и без додумывания - такой кошмарной, растянувшейся на 3 финальных серии, непрерывной истерики я перенести бы не смог. Всему есть предел.
3. "Hidan no Aria".
Только если честно, да? Дано: DFC-цундере, которая палит крупным калибром с двух рук... да, я понял - вы уже качаете, захлёбываясь слюной. А теперь один вопрос: вот что надо сделать с таким сериалом, чтобы у зрителя осталось впечатление, будто на него ушат помоев вылили?!
Именно это с "Арией" и сделали.
4. "Deadman Wonderland".
Ещё одна роскошь, убитая в 3 захода. Первый заход - ОЯШ. Второй - кошмарная неправдоподобность, особенно когда речь зашла о планах "подпольщиков". И третья - абсолютно неуважительное к зрителю вытягивание финала на "продолжение смотрите во втором сезоне".
А могло бы быть хорошо.
5. "Boku wa Tomodachi ga Sukunai".
А тут и говорить не о чем - когда в главных героинях мразотнейшая Ёдзора, то это просто дроп.
V - "Это было за гранью добра и зла".
"Blood C".
Ну... хм... как бы... ну кто это не смотрел, тот потерял много ничего.
Меня весь сериал не покидала одна-единственная мысль - это они как, всерьёз?! У меня сложилось устойчивое впечатление, что в качестве источника вдохновения тут использовалась какая-то статья видного психиатра о колоссальном вреде, которое анимэ наносит неокрепшей детской психике. "Клампы", стало быть, эту статью прочли и изложенные в ней мысли им страшно понравились.
Другого источника вдохновения для "Клампокрови" я себе представить не в состоянии.
Продолжение следует.
"Часть В: Элементы" и "Часть С: Год без очков" выйдут в свет, видимо, уже 1 января.
Комментариев нет:
Отправить комментарий